Это статья из Декопедии — дизайнерской энциклопедии

Адольф Лоос

Адольф Лоос — (нем. Adolf Loos, 10 декабря 187023 августа 1933) — выдающийся австрийский и чехословацкий архитектор, приверженец функционализма, один из основоположников стиля модерн в европейской архитектуре.

Биография

Адольф ЛоосВ 1890 году поступил в Технический институт Дрездена, где изучал архитектуру в течение трех лет. Затем на три года уехал в Америку, где познакомился с архитектурой Л.Салливена и его последователей. Вернувшись на родину, основал собственную мастерскую в Вене. Его дизайн внес существенный вклад в традиции венской школы. Выступал как теоретик и публицист по вопросам современной архитектуры. В 1903 году стал членом объединения «Венские Мастерские», однако возобладавший там декоративизм вызвал резко отрицательное отношение Лооса и его скорый уход из мастерских. Свои взгляды сформулировал в работе «Орнамент и преступление» (1908). Критические работы Адольфа Лооса были направлены против декоративности югендстиля. Лоос любил обращаться к мрамору, подбирая его по цвету и рисунку, использовал зеркальные поверхности с целью создать ощущение глубины внутреннего объема. В довоенный период Лоос в основном специализировался в области интерьера частных квартир, лишь с 1910 года начал проектировать и строить здания. В 1912 году открыл собственную архитектурную школу, которая была вынуждена закрыться в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны. После войны Лоос — главный архитектор жилищного отдела венского муниципалитета. В 1922 году сложил с себя обязанности главного архитектора и переехал в Париж, где жил до 1928 года. Это период громкой известности Лооса и приобретения им международного авторитета. Чтение лекций в Сорбонне, выставка проектов в Осеннем салоне Парижа, доклады в Штутгарте на тему «Современный поселок» и в Граце на тему «Социальный человек и его архитектура» — таков был характер работы Лооса во время его жизни во Франции, не считая работ в области архитектуры индивидуального жилища и проектирования общественных зданий. В 1927 году вернулся в Австрию, где умер, спустя шесть лет от тяжелой болезни.

Главные проекты

Вилла МюллерДом кофе «Кафе-Музей», получивший название «Кафе Нигилизм» за необычную архитектурную форму, Вена (1899), дом Штайнера в венском районе Хитцинг и магазина мужской моды «Книже», Вена (1910), дом дадаистов Тристана Тцара, Париж (1925-1926), дом Брумель, Брно, вилла Мюллер (на фото слева), Прага (1928-1930).