Это статья из Декопедии — дизайнерской энциклопедии

Авторский надзор: основные ошибки

Статья написана руководителем рижской студии Koncepcija Натальей Митиной. Статья не находится под действием лицензии Creative Commons, охраняется законодательством об авторском праве, републикация и любое использование запрещены и будут преследоваться в судебном порядке. Вернуться в библиотеку. Обсудить статью на форуме.

Во всем комплексе отношений дизайнера и заказчика самой, пожалуй, болезненной темой являются авторский надзор и сопровождение.

В идеальном случае сначала необходимо полностью разработать проект с подбором всех отделочных материалов, оборудования, мебели, светильников, создать все технические чертежи и спецификации. И только потом могут быть начаты ремонтно-строительные работы.

Однако жизнь далека от идеала и на практике зачастую оказывается, что работа над проектом начинается одновременно с ремонтно-строительными работами. Это порождает массу проблем и ситуаций недопонимания между заказчиком и дизайнером интерьера. В некоторых случаях заказчик отказывается от услуг авторского надзора, так как считает, что, имея на руках качественный проект, он справится с реализацией этого проекта сам. В других случаях, напротив, дизайнер не хочет заниматься практической стороной своей работы, предпочитая творить, сидя в офисе.

Давайте попробуем разобраться, зачем, собственно, нужен авторский надзор.

В узком значении этого термина авторским надзором называют факт присутствия дизайнера интерьера на стройплощадке с целью контроля работы строителей и соответствия выполняемых работ проекту. Дизайнер должен проконтролировать, все ли перегородки установлены на нужных местах, все ли проемы сделаны в соответствии с проектом, правильно ли использованы отделочные материалы, верно ли лежит плитка, паркет, правильно ли сделаны выводы коммуникаций, например электрические выводы под розетки и выключатели, вентиляционные отверстия, выводы водопровода и канализации.

Однако в более широком смысле авторский надзор включает в себя весь комплекс мероприятий, необходимый для реализации проекта. Это и контроль закупок отделочных материалов, мебели, оборудования, светильников. Это и решение массы вопросов, которые неизбежно появляются в процессе ремонтно-строительных работа и не могли быть решены на стадии проектирования.

Таких вопросов бывает много, особенно когда речь идет о реконструируемом помещении. Чаще всего они связанны с коммуникациями – водопроводом, канализацией, вентиляцией и так далее. Иногда оказывается, что конструкция (например, стена или балка), которая считалась несущей и не могла быть затронута, оказывается пригодной для демонтажа или наоборот.

Нередки ситуации, когда какие-то заказанные материалы, оборудование, мебель, не могут быть поставлены вовремя. Нужно оперативно подбирать альтернативные варианты, которые бы устроили заказчика по срокам поставки, цене, качеству и соответствовали бы концепции проекта.

Так что ни в коем случае не следует пренебрегать авторским надзором. Многие дизайнеры, проработавшие на рынке 5-10 лет, с уверенностью утверждают, что проект дизайна интерьера без авторского сопровождения является почти бесполезным. А некоторые профессионалы идут еще дальше – вообще не предлагают клиентам проект в качестве отдельной услуги. У них можно заказать только «полный цикл» работы над интерьером – проект плюс авторский надзор и сопровождение работ вплоть до декорирования. Они ведут проект до сдачи под ключ. На мой взгляд, для заказчика этот вариант наиболее удачен.

Какие ошибки допускает заказчик

Главной ошибкой заказчика при сотрудничестве с дизайнером является отказ от авторского надзора. При принятии подобного решения заказчик, как правило, еще не вполне представляет себе масштаб будущих проблем. Это тяжелое и неблагодарное занятие – наблюдать за работой строителей, контролировать сроки поставки и качество поставляемых материалов, решать неожиданно вскрывшиеся проблемы. Это большое количество телефонных звонков, разъездов, ругани.

Еще одна распространенная ошибка – когда заказчик недостаточно доверяет дизайнеру. Особенно болезненной она оказывается при возникновении какой-либо экстренной ситуации. Когда что-то идет не так и все начинают искать виноватых, заказчику сложно оставаться спокойным и рассудительным. Вполне понятно, что если строители говорят, что в проблеме виноват дизайнер, то легко в это поверить: строители чаще всего мужчины, серьезные и опытные, а дизайнер может восприниматься как «свободный художник». Однако не следует торопиться с выводами. Вполне возможно, что дизайнер имеет не меньший, а то и больший опыт в технических вопросах, на его счету может быть не один и не два реализованных объекта. Заказчику в такой ситуации следует спокойно выслушать все стороны, сохраняя холодный рассудок. Возможно, имеет смысл привлечь консультанта со стороны. Главное – не торопиться кого-то обвинять, так как чаще всего все проблемы решаемы при наличии творческого подхода и желания сотрудничать.

Заказчику полезно понимать разницу между авторским и техническим надзором. Дизайнер не инженер, он не отвечает за то, соблюдают ли рабочие технологические процессы, верно ли подключены радиаторы, правильно ли установлена канализация и так далее. Авторский надзор – это именно контроль соответствия проекту, а вовсе не контроль качества работ. Если дизайнер видит явное нарушение технологии или явно низкое качество – его задача проинформировать об этом заказчика. Но несправедливо обвинять дизайнера в том, что он мог не заметить технических ошибок строителей: это не его задача.

Очень часто заказчик торопит дизайнера, требуя предоставить те или иные чертежи по проекту. В результате чертежи попадают на стройку по отдельности, а не подшитыми в одну папку проекта. Иногда они попадают к строителям не вовремя, неполными или незаконченными – ведь заказчик требует ускорить процесс! Но в итоге рабочий процесс от этого только страдает, так как возникают разные версии и неточности.

И, пожалуй, настоящий кошмар для дизайнера – когда уже в ходе авторского надзора заказчик хочет внести существенные изменения в проект. Например, изменить планировку или цветовое решение. Казалось бы, ну что тут страшного – сделать другой цвет стен? Но поскольку интерьер – это гармоничное соединение отдельных элементов в единое целое, изменение одного влекут к полному дисбалансу. В итоге может оказаться, что обивка дивана не подойдет к стенам, а к новой обивке не подойдут шторы. Придется буквально с нуля подбирать некоторые материалы, и результат все равно останется непредсказуемым. Словом, единожды согласовав проект, не стоит его ощутимо менять.

Какие ошибки допускает дизайнер

Для дизайнера большая ошибка – идти на поводу у заказчика в ущерб производственному процессу, менять порядок проектных или отелочных работ. Например, зачастую заказчик просит сделать планы электрических выводов на ранней стадии проекта, так как это одна из первых работа на стройке и соответственно один из первых необходимых чертежей. Однако это может породить весьма неприятные ошибки, если еще не выбрана мебель: не исключена ситуация, когда выключатель окажется за комодом, а розетка за изголовьем кровати. Следует помнить об этом и ставить заказчика в известность о подобной возможности.

Часто дизайнер в общении с заказчиком оказывается излишне мягок – не отстаивает свое мнение, занимает позицию «любой каприз за ваши деньги». Иногда в итоге сам клиент, увидев итог, говорит: «Надо было все-таки сделать так, как вы говорили… Почему вы меня не убедили?» Не нужно бояться настаивать на своем.

Вообще дизайнеру стоит все время «держать руку на пульсе» и, даже рискуя показаться заказчику навязчивым, интересоваться ходом развития проекта, давать советы по реализации.

Недавно у меня был случай, когда заказчик заказал у производителя двери, а их установку поручил своим строителям. Я попыталась его от этого отговорить, но заказчик поступил по своему. Двери установили не совсем удачно, с ошибками. Строители утверждали, что это дефект конструкции и вина производителя. Производитель утверждал, что это проблема некачественной установки. Я сказала заказчику, что, к сожалению, так обычно и бывает, что всегда нужно стараться, чтобы производитель и устанавливал во избежание подобных проблем. На что заказчик удивился – почему же я ему этого не сказала раньше? Да, я предлагала, чтобы двери устанавливал производитель, но не предупредила о возможных последствиях неправильного решения.

Нередко камнем преткновения становится цена авторского надзора. Заказчик к этому моменту уже имеет на руках готовый проект, за который заплачены деньги. Выплачивать дизайнеру еще столько же или даже больше за непонятную ему работу не хочется. Тут на мой взгляд идеальное решение – установление цены за проект с уже включенным авторским надзором. К сожалению, это не всегда возможно. Возможно, дизайнеру следует предложить клиенту разные варианты сотрудничества на этапе авторского надзора, - так, чтобы заказчик мог выбрать схему работы и оплаты, которая кажется ему приемлемой.

Дизайнеры очень часто сравнивают свои объекты с детьми, которые рождаются в муках и которых потом нелегко отпускать. Но следует помнить и поговорку «Не тот кто выродил – а тот кто вырастил». Если процесс проектирования похож на беременность и роды, то авторский надзор – это «воспитание». Только уделив этому должное внимание и терпение, мы получаем результат, которым можно гордиться.