Это статья из Декопедии — дизайнерской энциклопедии

Методики разработки концепции интерьера

Статья написана руководителем рижской студии Koncepcija Натальей Митиной. Статья не находится под действием лицензии Creative Commons, охраняется законодательством об авторском праве, републикация и любое использование запрещены и будут преследоваться в судебном порядке. Вернуться в библиотеку.

На территории бывшего СССР теория и методология дизайна все еще находятся в зачаточном состоянии. Да, имели место серьезные исследования и теоретическая работа, результаты которой были обобщены и даже опубликованы. Но до широкой публики эти результаты так и не дошли. И что самое печальное – они так и не были применены в системе образования. В вузах нет предмета «Теория дизайна» или «Методология дизайна», а большинство выпускников не имеют даже понятия о значениях этих терминов. Что уж говорить о выпускниках всевозможных курсов и самоучках – проблемы такого уровня даже не беспокоят их.

Тем не менее, на мой взгляд, практически каждый специалист этой широчайшей сферы деятельности на определенном этапе ощущает потребность синтезировать свой накопленный опыт, предыдущее образование, знания и эмпирические догадки в некую стройную систему. Удается ему это или нет – вопрос уже другой, и ответ чаще всего неутешительный. Ничего удивительного, ведь, по сути, процесс сводится к постоянным попыткам изобрести велосипед, да еще в одиночку, абстрагируясь в той или иной степени от опыта коллег и предыдущих поколений.

Конечно, необходимо четко понимать различие между теорией дизайна и практикой. В данном случае речь идет о методиках проектной деятельности (дизайна), которые с одной стороны имеют сугубо прикладное значение. Однако с другой стороны могут и должны быть заключены в некую систему и, при более детальном рассмотрении, вписываться в общую теоретическую базу – а может и дополнять ее.

Будучи именно дизайнером-практиком, тем более работая в одном из самых прикладных, на мой взгляд, направлении (дизайн интерьеров), я все же хочу попытаться подвести некую теоретическую базу под свою работу, вновь попытаться изобрести этот велосипед.

Противоборство разума и чувств, эмоций и логики, возможно нигде не проявлялось так сильно, как в обсуждении методики дизайна и проектирования. Дизайн, находящийся на грани науки и искусства, вызывает массу споров в отношении его целей и задачей, но особенно – в отношении его методов и принципов действия.

В практике дизайна интерьера это относится в первую очередь к самому захватывающему и в тоже время непонятному этапу процесса – формированию концепта.

Давайте попробуем рассмотреть два принципиально разных подхода к разработке концепта интерьера.

Сначала - аполлоновский, логический, структурный способ. Он включает в себя несколько общеизвестных этапов:

  1. Анализ аналогов
  2. Составление технического задания
  3. Изучение структуры помещения (обмеры, фотофиксация и т.п.)
  4. Анализ ограничений (нормативов, конструктивных особенностей и т.д.)

Однако существует альтернативный взгляд на этот процесс, не менее распространенный дионисский подход – эмоционально-эмпирическое, интуитивное восприятие личности заказчика, особенностей помещения и поставленной задачи. Зачастую этот подход может нести в себе формальные признаки первого метода – например, анкетирование. Однако вопросы этого анкетирования будут разительно отличаться.

Давайте сравним две анкеты, приведенные разными дизайнерами в качестве образца клиентского опросника:

Анкета 1

1. Имя

2. Как Вы вспоминаете квартиру, где прошло Ваше детство:

  • старинная тяжелая мебель, антиквариат, картины, кружевные скатерти…
  • корпусная серийная мебель, ковер на стене, хрусталь…
  • деревня: печка, маленькие окошки, за окном – огород…
  • интерьер творческого человека: книги на полу, окна без штор, яркие цвета…
  • другое (опишите несколькими словами):___

3. Отметьте пункты, которые Вам подходят:

  • мне всегда холодно, я люблю укутаться в одеяло, дома часто надеваю теплые носки;
  • мне нравится, когда за окном дождь, сидеть в кресле и читать книжку;
  • я люблю порядок, раскладываю вещи всегда аккуратно, всегда знаю, где что лежит;
  • чтобы понять нравится мне вещь или нет, мне надо ее обязательно потрогать, подержать в руках;
  • я люблю, когда ко мне приходят гости, у нас шумно и весело;
  • перед сном я всегда читаю книгу;
  • я хочу иметь в своей комнате телевизор, даже если есть большой экран в гостиной;
  • когда я прихожу домой, я включаю телевизор, даже если там ничего не идет, просто так, для фона;
  • у меня аллергия, поэтому я не выношу пыль;
  • терпеть не могу шумные компании, мне нужно уединение;
  • я рано ложусь спать, потому что я – жаворонок;
  • мне нравятся светлые оттенки, потому что темный цвет я нахожу тяжелым и мрачным;
  • мне всегда жарко, я люблю ходить в распахнутой одежде;
  • я редко нежусь в ванной, я люблю больше душ;
  • мне интересно разглядывать детали. Витрина, где выставлена куча всяких вещей любопытнее, чем дизайнерский минимализм;
  • я люблю валяться в постели, могу весь день пролежать за книжкой или перед телевизором;
  • я завтракаю отдельно, так мой график не совпадает с расписанием остальных членов семьи;
  • мне нравится, когда вся семья вечером собирается вместе, мы сидим за столом, рассказываем новости или вместе смотрим телевизор;
  • белая комната напоминает мне больницу;
  • я занимаю ванную комнату надолго и бывает, что родные недовольны;
  • на завтрак мне достаточно чашечки кофе и бутерброда, я не ем плотно по утрам;
  • я меломан, у меня отличный слух и я люблю слушать хорошую музыку;
  • я считаю, что спортом надо заниматься в спортклубе, дома можно лишь сделать разминку с утра;
  • мне нужно место для занятий спортом дома (тренажер, велосипед, гантели);
  • я терпеть не могу лишних вещей, считаю, если вещью не пользуются долгое время – ее нужно выбросить или отдать кому-то. Не надо захламлять квартиру;
  • я коллекционирую магнитики, тарелочки, модели машинок, ………………………….
  • диван нужен, чтобы на нем удобно сидеть, а не закрывать чехлом и сдувать пыль;
  • я никогда не могу найти свои вещи, разбрасываю по комнате, потом ищу;
  • я люблю путешествовать и всегда привожу сувениры из каждой страны;
  • мне кажется стена пустой, если на ней не висит картина или что-то еще;
  • если я нахожусь в комнате, а мне надо позвать кого из членов семьи (например, к телефону), приходится кричать на всю квартиру;
  • мне нужен компьютер и собственное рабочее место;
  • я городской житель, в деревне не могу прожить больше двух дней, хочется в цивилизацию;
  • я люблю всё натуральное – дерево, камень, мне не нравится пластик, я нахожу его холодным;
  • я считаю, нам нужно несколько телефонных трубок, вечно приходится искать телефон;
  • мне нравится, когда на лестничной площадке вкусно пахнет, если кто-то из соседей готовит пирожки или котлеты;
  • мне надо все напоминать, лучше, если оставят записку на холодильнике;
  • я люблю всё модное, современное, классика навевает скуку;
  • хочу, чтобы в доме было как можно меньше лишних вещей, они только пыль собирают.

Анкета 2

1. Сколько членов семьи будет проживать в доме (квартире)?

2. Возраст членов семьи, пол?

3. Родственные связи членов семьи?

4. Род занятий каждого из членов семьи, хобби, увлечений (охота, чтение, спорт и проч.)?

5. Желательные изменения в планировке квартиры (дома): изменение функционального зонирования, расширение (уменьшение) площадей помещений?

6. Желательное сохранение существующий стен (перегородок)?

7. Особые пожелания по объемно-планировочному решению (взаимосвязь помещений, визуальная просматриваемость помещений, их трансформация)?

8. Для каждого из помещений желаемые настил пола, покрытие стен, устройство потолка?

9. Предпочтительный материал в отделке помещений (дерево, керамика, окраска, штукатурка, обои, проч.)?

10. Предпочтительное освещение (направленный, рассеянный свет, верхнее, боковое освещение, локальное, периметральное искусственное освещение и проч.)? Желательное освещение различных зон?

11. Для каждого из помещений желаемое оборудование в деталях, например: ванна, душевая кабина, видео-аудиоаппаратура, кухонное оборудование и проч.?

12. Предпочтительная звукоизоляция помещений (при наличии домашнего кинотеатра, близости санузла к спальному месту и проч.)?

13. Стереоскопический эффект в отделке помещений (светлый, холодный, теплый) – отдельно по каждому помещению?

14. Предпочтительный цветовой тон, сочетание цветов – отдельно по каждому помещению?

15. Желаемое психологическое воздействие внутреннего пространства от вида производимой в помещении работы (возбуждающее, успокаивающее, сосредотачивающее) – отдельно по каждому помещению?

16. Предпочтительная стилистика интерьера (классический, ретро, кантри, хай-тек, минимализм и т.п.) – по каждому помещению (этажу)?

17. Предполагаемая характеристика интерьера согласно ожиданию заказчика (молодежный, традиционный, импозантный, элегантный, грандиозный, др.)?

18. Соотношение стилистики каждого отдельного помещения к общему применяемому стилю (каждая комната выдержана в своём стиле и цветовой гамме, единый стиль во всём доме (квартире))?

19. Требования по меблировке – отдельно по каждому помещению?

20. В интерьере учесть (имеющуюся мебель, ковры, имеющиеся приборы, инструменты, книги и др.)?

21. Имеются ли уникальные предметы, коллекции, требующие особого внимания к хранению, экспозиции (предметы искусства, антиквариат) – с точным указанием размеров и предпочтительным визуальным оформлением (наличие подиумов, стеллажей, специального освещения, эффектов)?

22. Предполагается ли использование в интерьере эксклюзивных предметов мебели, декора, аксессуаров, выполненных на заказ по индивидуальным проектам?

23. Особые пожелание по использовании в интерьере флористики (растения, цветы), текстильного дизайна, декоративных фонтанов, аквариумов, витражей и прочих аксессуаров и декора?

24. Необходимость отдельного размещения различных групп предметов (фонотека, библиотека, детские игрушки, предметы быта) – встроенные шкафы, стеллажи (открытые, закрытые)?

25. Имеются ли аналоги существующих интерьеров, отражающие идею дизайна вашего дома (квартиры)?

26. Есть ли необходимость в расширении (уменьшении) оконных или дверных проёмов?

27. Особые пожелания по размерам и типу окон, дверей?

28. Необходимость дополнительного отопления, вентиляции и кондиционирования?

29. Есть ли приоритеты в выборе фирм-поставщиков товаров и услуг – с точным указанием контактов?

30. Объем и стадия разработки проектной документации со сроками проектирования и проведения работ?

Довольно показательные различия, не так ли?

Но даже не смотря на явную эмоционально-эмпирическую составляющую первого опросника, он все же куда более структурирован, чем характерно для дионисского подхода. Многие практикующие дизайнеры идут значительно дальше, конспектируя пространные откровения заказчика или даже не пытаясь фиксировать его поток сознания, а просто пытаются максимально «пропитаться духом личности» клиента.

В ход идут многообразные околомистические техники и термины – медитация, попытка «слышать дом», настроиться на волну с заказчиком и так далее.

Хочу подчеркнуть, что выбор того или иного метода зависит отнюдь не от наличия или отсутствия образования, опыта, таланта дизайнера – а лишь от типа его личности и глубинных социальных установок, заложенных, скорее всего, еще в раннем детстве. И лишь после получения тем или иным путем необходимого количества данных, происходит процесс синтеза, в результате которого появляется на свет некий обобщенный образ, компактно «упакованное» впечатление, концепт проекта.

Является ли один из этих методов более верным или более успешным? Определенно нет. Как аполонновское и дионисское начала не могут быть однозначно определены как черное и белое, хорошее и плохое, доброе и злое – так и различные методики разработки концепта не могут быть классифицированы подобным образом.

Более того, я предполагаю, что они также не являются противоположностями, «двумя сторонами одной медали». Но представляют собой по сути один и тот же процесс, просто осознанный или нет. Более структурированный, научный подход, безусловно, более системный и производит впечатление более правильного и успешного. Однако, памятуя о том, что дизайн не является точной наукой, а вплотную взаимодействует и искусством, имеет смысл внимательно присмотреться и к менее последовательному, но более творческому методу. С другой стороны, уповать исключительно на интуицию и сатори (просветление) также неразумно, поскольку деятельность дизайнера интерьера сугубо прикладная и не может быть основана исключительно на эмоциях и импрессии.

По сути, имеет смысл последовательно использовать оба метода, осознанно развивая в себе те способы восприятия, которые изначально нехарактерны для вашего типа личности. Мне кажется, что логика и эмоции, разум и чувства, которые традиционно противопоставляются как некие антагонисты, являются лишь различными способами восприятия окружающей реальности. Применяя обе методики, практикующий дизайнер может значительно расширить свой взгляд на профессиональную деятельность, предметную среду и окружающий мир в целом.

Опросники любезно предоставлены практикующими дизайнерами с форума Homeideas.ru