Это статья из Декопедии — дизайнерской энциклопедии

«Цена дизайнера» - от чего она зависит

Статья написана руководителем рижской студии Koncepcija Натальей Митиной. Статья не находится под действием лицензии Creative Commons, охраняется законодательством об авторском праве, републикация и любое использование запрещены и будут преследоваться в судебном порядке. Вернуться в библиотеку.

Почему один дизайнер берет за проект $50 с квадратного метра, а другой $300 – вот вопрос, который рано или поздно приходит в голову любому заказчику. Откуда такой разброс цен? Почему этот дизайнер согласен взять заказ только за пятизначную сумму в евро при том, что на форуме Homeideas немало людей называют себя дизайнерами и готовы работать за 300 рублей с квадратного метра?

От чего же чего зависит гонорар конкретного дизайнера?

Образование

Есть немало способов получить профессию дизайнера. Количество времени, сил и денег, потраченное на обучение, напрямую влияет на стоимость услуг профессионала.

  • Существуют специалисты без профессионального образования. Если вам попался такой дизайнер, то он, скорее всего, просто когда-то начал работать подмастерьем у профессионала, что, кстати, неплохо: опытный руководитель натаскает лучше, чем любой институт.
  • Есть дизайнеры, которые сделали несколько проектов для себя – отремонтировали свою квартиру, потом дом, после чего стали принимать заказы на проектирование дизайна интерьера.
  • Существует масса более или менее краткосрочных курсов (от 3 месяцев до года), которые выдают учащимся диплом дизайнера. Курсы все естественно разной степени серьезности и выпускники, соответственно, разного уровня. В целом, можно положиться на правило, что чем короче курсы – тем они поверхностнее, тем меньше у человека, окончившего их, реальных практических знаний.
  • Крупные школы дизайна, где обучение длится от года до двух лет. С точки зрения клиентов очень сложно оценить выпускников таких школ, так как с одной стороны там довольно высокий уровень преподавания – но могут быть не самые высокие требования к студентам. Это даже в большей степени зависит от преподавателя, чем от школы. Тем не менее, возможно не лишним будет почитать отзывы о школе, которую закончил ваш дизайнер, чтобы понять его уровень.
  • Студенты архитектурных ВУЗов – отдельная категория. Как правило, цены у них не высокие, уровень образования уже весьма неплох. Но следует четко понимать, что практический опыт у них отсутствует.
  • Выпускники ВУЗов по специальности дизайн – примерно такая же ситуация, как с выпускниками школ дизайна. Очень сложно оценить их уровень. Даже в аккредитованных ВУЗах, уровень программы и преподавания может быть очень разным.
  • Выпускники ВУЗов по специальности «архитектура» обычно имеют значительно больше знаний по нормам проектирования и строительным технологиям.

Опыт работы

Опыт работы дизайнера измеряется не только и не столько годами – сколько объектами. А еще точнее – реализованными объектами.

Далеко не каждый проект, сколь красив бы он ни был на бумаге, претворяется в жизнь на 100% и даже доходит до стадии реализации. Часто проекты видоизменяются настолько, что авторство дизайнера уже не прочитывается. Иногда дизайнеру уже и не хочется указывать свое авторство – настолько проект может быть испорчен многочисленными поправками.

Чем больше реализованных проектов – тем лучше дизайнер понимает стройку, тем лучше он ориентируется на рынке мебели, светильников, отделочных материалов. Тем, соответственно, выше его цена.

Опыт ведения объектов разных типов, стилей и функций

Разница между квартирой в панельном дома и жилым пространством бревенчатого особняка очевидна. Зачастую заказчики хотят, чтобы с их срубом работал именно специалист по срубам, а лофт проектировал тот, у кого в портфолио уже много лофтов. Не стоит в этом случае удивляться наценке за опыт в узкой области.

То же самое касается и стилистики интерьера – есть дизайнеры, которые работают только в классике, другие предпочитают современный стиль, третьи работают в любом стиле. Это также влияет на цену проекта: как правило, классика стоит дороже минимализма.

Отдельная область – общественные помещения. Не обязательно дизайнер, который имеет большой опыт проектирования квартир, на отлично справится с рестораном. Наличие в портфолио объектов разного назначения также поднимает цену.

Раскрученность, «брендовость» дизайнера

Отношение к брендам у людей разное. Некоторые считают, что платить большие деньги за вещь, только потому, что на ней написано -то известное имя, глупо. Другие наоборот, считают, что бренд – это не только гарантированное качество, но и определенный статус.

Так вот: принимая решение нанять дизайнера интерьера, вы уже подразумеваете какой-то определенный статус. Как если бы вы обращались к стилисту за помощью создать ваш имидж. Поэтому давайте сойдемся на том, что известность дизайнера имеет не последнее значение.

Дизайнеры не настолько знамениты, как фотомодели, актеры или писатели. Человеку, который не связан и дизайном и архитектурой по роду деятельности, бывает трудно понять, кто знаменит, а кто нет. Ведь он не слышал имени ни одного, ни другого.

Основной критерий – публикации в профессиональных журналах. Чем выше уровень объектов, чем более качественно проведена дизайнером работа по воплощению проекта в реальность – тем с большим удовольствием глянцевые журналы берут этот проект для публикации. Соответственно, чем больше у дизайнера подобных публикаций – тем он известнее как в профессиональных кругах, так и среди потенциальных заказчиков. Конечно, есть еще определенный рейтинг журналов: одни котируются выше, другие ниже. Но в целом, вы вполне можете ожидать того, что чем больше у дизайнера публикаций – тем выше его цена.

Немалую известность имеют дизайнеры, участвующие в проектах на телевидении, например в «Квартирном вопросе», «Школе ремонта» и других подобных программах. О профессионализме судить значительно проще: – ведь перед глазами проходит весь процесс реализации проекта.

Собственно дизайн-проект

Наименее значимым ценообразующим фактором, на мой взгляд, являются нюансы, касающиеся оформления дизайн-проекта:

  • Состав проекта, список чертежей –приблизительно одинаков у всех дизайнеров, будь то крупные студии или начинающие и студенты.
  • Качество чертежей. Оно может отличаться, и существенно, но заказчику довольно сложно понять эти отличия. Кроме того, нанимая дизайнера, заказчик покупает не чертежи – а конечный результат. Если дизайнер может создать уникальный интерьер, рисуя ручкой на салфетке или помадой на стекле – прекрасно. Главное, чтобы процесс воплощения был отлажен и не пострадал.
  • Качество эскизов, визуализаций. Дизайнеры много спорят, что лучше, визуализации или рисунки от руки, фотореализм или живая ручная графика? На этот вопрос нет однозначного ответа, но не так уж важно, насколько реалистичны картинки - при условии, что конечный результат будет им соответствовать.

Авторский надзор

Это весьма существенная статья расходов. Цифра может быть вполне сопоставима с ценой дизайн-проекта или даже превышать ее в несколько раз. Тут сложно что-то определенное сказать, так как дизайнеры работают по очень разным схемам. Одни полностью включают стоимость надзора в цену проекта. Другие просят фиксированную оплату с фиксированным количеством выездов на объект. Некоторые устанавливают почасовую оплату. В любом случае, с необходимостью оплачивать авторский надзор по расценкам дизайнера стоит считаться.

Загруженность дизайнера

Услуги дизайнера – товар очень гибкий. Если дизайнер чувствует, что клиентов у него больше, чем он в состоянии обслужить, – он поднимает цену. И наоборот, – если по каким-то причинам дизайнер чувствует, что клиентов у него маловато, – он может принять решение цену опустить. На это бессмысленно обижаться или сетовать – это бизнес.

В итоге

Не бывает дизайнеров дорогих или дешевых. Каждый профессионал сам оценивает себя, а рынок эту оценку либо подтверждает, либо опровергает. Так что практикующий дизайнер стоит тех денег, которые он за свои услуги просит.

Один мой коллега сравнивает услуги дизайнера интерьера с машинами. Если для вас машина лишь средство передвижения, то вас устроит даже старый «Москвич». Но ведь существует еще масса марок машин от Volkswagen до Maserati, и люди их покупают. Все они средства передвижения – но разница между ними есть. Вот и с дизайнерами точно так же.