Это статья из Декопедии — дизайнерской энциклопедии

Венские мастерские

Венские мастерские (Wiener Werkstatte) — объединение архитекторов, художников, ремесленников и коммерсантов, основанное в 1903 году в Вене дизайнером и архитектором Йозефом Хоффманом и художником Коломаном Мозером при финансовой поддержке промышленника Фрица Верндорфера, работавшее в сферах декоративно-прикладного искусства и архитектуры.

История

Основатели «Венских мастерских» Хоффман и Мозер были вдохновлены примером английского «Движения искусств и ремесел» и хотели следовать той же модели, которую воплотил Чарльз Роберт Эшби в своей «Гильдии и школе ремесел». Новое объединение считалось ответвлением «Сецессиона», образованного Густавом Климтом в 1897 году и противопоставлявшего себя официальному венскому академизму.

Изначально расположившись в трех небольших комнатах, предприятие Хофмана и Мозера довольно быстро расширилось. У него появились собственные проектные и ремесленные мастерские и сеть магазинов. Проект оказался настолько удачным, что вскоре не только фирменные изделия со знаком «WW», но и все фаворитные австрийские продукты числились продукцией «Венских мастерских», а ее стиль стали именовать «венским современным стилем». У «Венских мастерских» были отделения архитектуры, мебели, стекла, керамики, металла, текстиля, моды, переплетного дела и плаката, одно из ведущих мест занимало ювелирное производство.

В 1907 году Мозер покинул «Венские мастерские». В 1913 и 1925 гг. изделия «Венских Мастерских» показывались в США, но не имели там успеха. Позднее почти все из венских живописцев переехали в Америку и оказали влияние на формирование «международного стиля» — функционализма 1930-х годов. В 1915 году мастерские возглавил живописец и художник-керамист Дагоберт Пехе, с 1911 года занимавшийся в них текстильным дизайном. В 1932 году из объединения ушел Хоффманн, и в том же году ввиду экономических проблем послевоенного времени «Венские мастерские» были закрыты.

Идеология

Художники и ремесленники «Венских мастерских» стремились не просто воплотить свои идеи, а изменить весь стиль жизни Вены, предложив горожанам новое направление не только в архитектуре, но и в отделке помещений, дизайне мебели и предметов быта. Все, что производили «Венские мастерские», считалось искусством и делалось так, чтобы поддерживать гармонию окружающей среды. Выпущенная в 1905 году брошюра с рабочей программой обозначила цель — «установить тесный контакт между обществом, художником и ремесленником и производить добротные простые предметы, необходимые в быту». При этом «Венские мастерские» ориентировались, прежде всего, на вкусы финансовой элиты.

Дом воспринимался как единое художественное пространство, в котором все было подчинено единому творческому замыслу объединения архитекторов, художников, дизайнеров, графиков, скульпторов, ювелиров. В отличие от французского варианта модерна венский провозглашает культ аскетичной геометрии: прямых линий, кругов и квадратов. В соответствии с «геометрическими пристрастиями» венского модерна полы в домах выкладывали плиткой по типу «шахматной доски», а потолки были преимущественно однотонными. В геометрии мебели угадывались те же прямые линии, квадраты и круги, сама она изготавливалась из дорогостоящих материалов (например, из черного дерева с инкрустациями перламутром). В цветовой гамме предпочтение отдавалось ярким контрастам. Стиль «Венских мастерских» часто называют австрийской версией Арт Нуво.

Ссылки