Это статья из Декопедии — дизайнерской энциклопедии

Инкрустация

Инкрустация (лат. incrustatio, от incrusto — покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором), техника декорирования поверхности изображениями из кусочков дерева, мрамора, керамики, металла, перламутра и т. п. При инкрустации отличные по цвету или материалу элементы декора врезаются в поверхность. В английском языке существует два слова для обозначения инкрустации. Термин «inlay» означает, что элементы изображения помещены вровень поверхностью. Другое слово — «encrust» подразумевает, что это инкрустация, когда элементы выступают над поверхностью.

Виды инкрустации

Бронза, инкрустированная серебром: церемониальная фляга, Китай, 3-е столетие до н.э.Некоторые виды инкрустации имеют отдельные наименования. Например, маркетри — инкрустация деревом по дереву, насечка — металлом по металлу.

Суть насечки заключается в том, что на металлических предметах при помощи гравировки, чеканки или травления делаются углубления, которые потом заполняются другими металлами, имеющими контрастный цвет и тональность.

История

Фрагмент пола Сиенского собораИзвестны древние инкрустации. Например, трон фараона Тутанхамона был украшен инкрустацией из разноцветного фаянса, стекла и камней. В скульптуре Древнего Востока и античности при помощи инкрустации выделялись глаза статуй и бюстов. В Древней Греции инкрустация стала одним из способов отделки изделий, выполненных из однотонного материала, например, белого мрамора.

Техника инкрустации постоянно совершенствовалась и достигла наивысшего расцвета в эпоху итальянского Возрождения, когда мода требовала богато украшать деревянные фрагменты мебели. Только во Флоренции в середине 15 века работало более 80 мастерских. Художники украшали богатыми узорами соборы и предметы церковного убранства. Например, Сиенский собор знаменит своими каменными полами, выполненными в технике инкрустации (на фото справа). В конце 15 века искусство инкрустации распространилось по всей Европе. Лучшую мебель в технике маркетри изготавливал Андре-Шарль Булль, мастер при дворе французского короля Людовика XIV, в дальнейшем его стиль использовался многими краснодеревщиками и стал известен как «Стиль Булль». Другой великий мебельщик, Джузеппе Маджолини, живший в 18 веке, именуется титулом «Маэстро инкрустации», работал для большей части королевских дворов Европы, специализируясь на создании шкатулок, комодов, шкафов, используя в работе как минимум 86 различных типов древесины.

Искусными мастерами насечки считаются русские оружейники. В Государственном Историческом музее в Москве хранятся щипцы для раскалывания орехов, выполненные во второй половине 18 века тульским мастером. В изделии одновременно применены два вида насечки: плоская и рельефная. При низкой насечке в металле вырубались углубления, в которые вбивались вставки из более мягкого металла. При высокой насечке углубления не делались и накладки из цветного металла рельефно выступали над поверхностью изделия.