Это статья из Декопедии — дизайнерской энциклопедии

Неоклассицизм

Неоклассици́зм - художественное течение, понимаемое на Западе и на Востоке по разному:

Вся эта путаница в терминах возникла вот почему. Во Франции классицизмом называют стиль 17 века, стиль Людовика XIV (Louis XIV). Под неоклассицизмом же понимают стиль второй половины 18 века, стиль Людовика XVI (Louis XVI), то что в России (как и в Германии) традиционно называют классицизмом, период 17621840. Неоклассицизмом же в России и Германии называют ретроспективный стиль начала XX века.

Аналоги неоклассицизма в зарубежной практике — американский ренессанс и колониальное возрождение в США (18761914).

Появление стиля

В конце XIX века сформировался новый архитектурный стиль, получивший в России название «модерн». Но он не смог утолить имевшуюся потребность в большом монументальном стиле и в начале XX века как антитеза декоративной избыточности модерна появился неоклассицизм. Для него характерны опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций, стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель лёгкая, изящная, очертания - прямые линии.

Параллельно с новаторскими тенденциями в архитектуре начала ХХ в. набирали силу ретроспективные течения. Жажда новизны быстро сменилась грезами о прошлом. «Открытие» заново ценностей классицистического зодчества ускорило разочарование в архитектурных новациях и закат «мимолетного» стиля модерн. Неоклассицизм и «неорусский стиль» сначала повлияли на лексикон модерна, а после 1910 г. оттеснили его на дальний план.

Наиболее яркое проявление неоклассицизма - доходные дома Москвы и Петербурга.

Петербургский неоклассицизм

В начале 1900-х гг. художник и критик Александр Бенуа опубликовал цикл статей, посвященных неповторимой красоте старого Петербурга. Его статьи привлекли внимание современников к преданному было забвению классицистическое наследию. С этого момента и начал своё восхождение неоклассицизм.

Это движение охватывало обе российские столицы, а потом и провинцию. Естественно, неоклассицизм имел близкие параллели в европейской архитектуре того времени. И всё же это явление было специфически петербургским. Сторонники его исходили из собственных традиций, апеллируя к «золотому веку» зодчества невской столицы. В отличие от модерна и большинства неостилей XIX в., это было возвращение к своим корням. Поэтому неоклассицизм правомочно назвать петербургским возрождением, олицетворявшим историческую причастность города к общеевропейской классической культуре.

Неоклассицизм — по сути дела, первое в истории петербургской архитектуры крупное стилевое направление, основное на собственном наследии — перешагнул через рубеж 1917 г. и продолжал развиваться в совершенно иных условиях вплоть до середины 1920-х гг., когда уступил место авангарду. Уроки неоклассики начала XX столетия оказались чрезвычайно плодотворными и перспективными не только для советской традиционалистской архитектуры 1930—1950-х гг.; они вновь обрели актуальность в настоящее время.

Ссылки

Это незавершенная статья.
Вы можете помочь проекту, добавив в статью информацию, иллюстрации или приведя ее в соответствие с гайдлайном