Это статья из Декопедии — дизайнерской энциклопедии

Петер Беренс

Петер Беренс (нем. Peter Behrens; 14 апреля 186827 февраля 1940) — крупнейший немецкий архитектор и дизайнер, представитель архитектуры функционализма и стиля модерн (в Германии — югендстиль), один из основателей современной промышленной архитектуры.

Биография

Родился в Гамбурге, учился живописи в художественных школах в Карлсруэ и в Дюссельдорфе. Работая с 1891 года в Мюнхене, стал основателем Сецессиона. В 1899 году был приглашен в Дармштадт, где, войдя в группу молодых архитекторов, живописцев и скульпторов, занимался экспериментами в совместном использовании средств различных пространственных искусств. В Дармштадте Беренс проектировал частные дома, а также построил себе дом, привлекший внимание общественности. В 1903 году стал директором Художественного и ремесленного училища в Дармштадте.

Важнейшим событием в биографии Петера Беренса было его назначение в 1906 году на должность художетвенного директора концерна AEG. Беренса пригласили для создания фирменного стиля, охватывающего не только продукцию рекламу, но и производственные помещения компании. В последующие годы (до 1914) он занимался там всеми видами творческой деятельности — от графического и промышленного дизайна до архитектурного проектирования.

Беренс стал одним из основателей Немецкого Веркбунда, отстаивая принципы функционализма, а также использование современных материалов — стекла и стали. В 1907 году он открыл архитектурную мастерскую в Берлине, в которой начинали свою деятельность такие архитекторы-модернисты, как Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ.

С 1922 по 1936 год Беренс возглавлял школу архитектуры при Венской академии художеств.

Петер Беренс умер в Берлине в 1940 году.

Основные проекты

Беренсу принадлежит ведущая роль в создании концепции современной архитектуры Германии. Монументальное здание турбинного завода компании AEG в Берлине (1909–1912), сконструированное из стали и стекла, стало олицетворением промышленности как одной из наиболее важных составляющих современной жизни. Кроме промышленных сооружений, ставших вершиной его архитектурного творчества, таких, как турбинный завод, заводы в Оберхаузене (1921–1925) и Хёхсте (1925–1926), Беренс спроектировал ряд жилых комплексов для рабочих и несколько вилл.

Единственная постройка Беренса в России — здание Германского посольства в Санкт-Петербурге (1911—1912) — один из ключевых памятников европейского неоклассицизма. Здание считается прототипом архитектуры, которая получила развитие при тоталитарных режимах СССР и Германии в 30-е годы XX века.

Последние работы Беренса были выполнены в духе функционализма (например, табачная фабрика в Линце, 1932—1936).