Это статья из Декопедии — дизайнерской энциклопедии

Питер Айзенман

Питер Айзенман (англ. Peter Eisenman, родился 11 августа 1932) — известный американский архитектор, один из основоположников архитектурного деконструктивизма, автор многочисленных монографий и статей.

Биография

Родился в Ньюарке (штат Нью-Джерси), получил образование в Колумбийском университете и университете Корнелла в США, защитил докторскМастер ссылокую диссертацию в Кембриджском университете в Великобритании. В начале 1960-х вместе с Ричардом Майером, Джоном Хейдаком, Чарльзом Гуотми и Майклом Грейвсом входил в состав так называемой «нью-йоркской пятерки». В 1967 году основал в Нью-Йорке Институт исследования архитектуры и градостроительства — некоммерческое независимое агентство, занимающееся научными исследованиями, образованием и развитием в области архитектуры и строительства, которым руководил до 1982 года. Институт, в частности, издавал журнал Oppositions, в котором начали формулироваться принципы архитектурного деконструктивизма. Основными источниками вдохновения для Айзенмана являлись тексты Жака Деррида и психоанализ, впоследствии было издано совместное с Деррида «Хоральное произведение», включающее в себя литературный и архитектурный дискурс. Многие годы Айзенман занимался архитектурной теорией, преподавал в самых известных университетах мира.

В 1980 году Айзенман основал собственную мастерскую. В 1988 году при поддержке Филиппа Джонсона была организована выставка «Деконструктивистская архитектура» в нью-йоркском Музее современного искусства. Работы архитектора в разные периоды причисляют и к постфункционализму, и к постмодернизму, и к деконструктивизму.

В 1985 Айзенман получил «Каменного льва» — первую премию на III Архитектурной биеннале в Венеции за проект «Ромео и Джульетта». В 2004 — «Золотого льва» за жизненный вклад в архитектуру на IX Архитектурной биеннале. Стал лауреатом премии Вольфа в области архитектуры за 2010 год. Сегодня Айзенман — один из самых известных и продуктивных архитекторов в мире, по его проектам построены стадионы, офисные здания, музеи и выставочные комплексы в Америке, Европе и Азии.

Главные проекты

В 1970-х годах Айзенман построил серию частных домов, названных по номерам — II, IV, VI. Дом II представлял собой куб со вписанным квадратом и множеством треугольных секторов — подобное пространство порождает множество звуковых и визуальных эффектов. В доме IV спальня разделена сквозной щелью, проходившей посередине супружеской кровати. Впоследствии архитектор отказался от работы с индивидуальными заказами, переключившись на общественные здания.

В 1989 году в штате Огайо был построен Центр визуальных искусств Векснера, представляющий собой составленные в произвольном порядке части гигантского детского конструктора: кубики, арки, цилиндры, в пространство между которыми «вписано» стеклянное здание. Не менее грандиозная конструкция — стадион в Аризоне, построенный по проекту Айзенмана в 2006 году, где футбольное поле с натуральной травой может выезжать на рельсах наружу — на солнце.

Самая знаменитая постройка Айзенмана на сегодняшний день — Мемориал жертвам холокоста в Берлине (2005), представляющий собой огромное поле из 2700 серых плит (на фото слева). Среди других известных проектов — Конференц-центр Большого Колумбуса (Колумбус, США, 1993), Центр дизайна и искусств Аронофф (Цинциннати, США, 1996), «Город культуры» в Сантьяго-де-Компостелла (2001).

Ссылки