Это статья из Декопедии — дизайнерской энциклопедии

Хай-тек

Хай-тек (англ high-tech, также позний модернизм и структурный экспрессионизм) - стиль архитектуры и дизайна, появившийся в 1970-х годах. Воплощает во внешнем виде зданий и интерьерах этетические элементы индустрии и технологий. В 80-х годах XX столетия стало все труднее находить различия между архитетурой и дизайном хай-тек и постмодернизмом, поскольку последний освоил художественный язык первого.

Постройки хай-тек, на манер построенных в стилистике брутализма демонстрируют конструкцию как во вгнешнем облике здания, так и в интерьерах. В таких постройках как Центр Помпиду, идея выпяченной конструкции становится экстремальной: здание демонстрирует «конструктивные» элементы, которые в действиельности имеют малую или нулевую несущую функцию.

Хай-тек получил широкое признание в 80-х годах XX века.

История хай-тека

В становление хай-тека большой вклад внесла архитектурная группа Archigram, перенёсшая идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру.

Хай-тек относится к позднему модернизму. Его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументы.

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека считают Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).

В Англии здания хай-тек появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986).

Хай-тек с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. хай-тек все чаще пытается соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог. Постепенно хай-тек перерастает в био-тек и эко-тек (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

Основные черты стиля хай-тек

  • Использование прямых линий и простых фигур.
  • Широкое применение стекла, пластика, металла.
  • Трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания.
  • Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
  • Широкое использование серебристо-металлического цвета.
  • Высокий прагматизм в планировании пространства.
  • Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).

Заметные представители хай-тека

Ссылки

Статьи о хай-тек:

в английской википедии

в русской википедии

Это незавершенная статья.
В нее необходимо добавить информации и побольше иллюстраций. Кроме того, в статье необходима глава «Хай-тек в дизайне интерьера»