Это статья из Декопедии — дизайнерской энциклопедии

Фрэнк Гери

Фрэнк Гери (Frank Gehry, настоящее имя Ephraim Owen Goldberg; род. 28 февраля 1929) — американский архитектор, проектирующий в стиле, близком к деконструктивизму.

Биография

Фрэнк Гери родился в Торонто. В 1947 году вместе с родителями переехал в Лос-Анджелес. В 1954 году закончил Школу архитектуры в университете Южной Каролины и начал работать в компании Виктора Груэна и партнёров. Затем изучал градостроение и планирование городской среды в Гарвардском университете, получив степень магистра в 1957 году. По окончании курса работал в Лос-Анджелесе у Перейры и Лакманна, а затем вернулся в мастерскую Виктора Груэна, где и проработал до 1960 года. В 1961 году Гери переехал в Париж и в течение года работал в мастерской Андрэ Ремондэ. В 1963 году основал собственную мастерскую Frank O. Gehry and Associates в Лос-Анджелесе, которая в 1979 году превратилась в компанию Gehry & Krueger Inc., а в 2002 году — в Gehry Partners, LLP.

В 1950-е и 1960-е годы находился под влиянием Фрэнка Ллойда Райта. Обратился к постмодернизму в 1978 году, остроумно перестроив собственный особняк 1920-х годов постройки. В 1989 году Фрэнк Гери стал лауреатом Притцкеровской премии. Кроме того, он обладатель премии Вольфов (1992), Императорской Премии (1992), золотой медали Королевского института британских Архитекторов (1992), премии Генри Тернера (2007) и еще десятка наград и призов.

Главные проекты

Первая самостоятельная работа Гери — дом Стивза в Брентвуде (Калифорния, 19541959). Хотя в ней заметно влияние Фрэнка Ллойда Райта, уже видно стремление Гери отказаться от прямого цитирования исторических прототипов. Уже в то время стало очевидным умение архитектора создавать крупномасштабные композиции, что подтвердилось комплексом супермаркетов в Санта-Монике (19791981). Для деконструктивизма Гери характерны распадающиеся объемы, грубые, крошащиеся поверхности, использование сломанных буквально традиционных архитектурных элементов. Себя Гери называет пост-постмодернистом, а одним из тех, кто оказал на него самое сильное влияние, указывает выдающегося финского архитектора и дизайнера Альвара Аальто.

В конце 80-х в разных уголках мира реализуется сразу несколько крупных проектов Гери. В Германии, в городке Вайл-ам-Рейн построено здание музея — Vitra Design Museum. Тогда же архитектор конструирует восьмидесятиэтажное здание на Мэдисон-Сквер Гарден в Нью-Йорке.

Одной из самых впечетляющих работ Фрэнка Гери является обшитый титановыми листами музей Гуггенхейма в Бильбао (1997) — 24000 кв.м, из которых 10600 кв.м — выставочные территории на трех этажах. По мнению Филиппа Джонсона это «величайшее архитектурное сооружение современности». В проекте музея в Бильбао в полном объеме воплотилась давняя мечта Фрэнка Гери создать здание, которое вмещало бы искусство и одновременно само являлось искусством.

Крупнейший проект Гери — концертный зал им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (2003). Стараясь следовать идее деконструктивизма и в дизайне интерьера, Гери сделал трубы органа торчащими в разные стороны, что вызвало противоречивые мнения критиков. Возмущения критиков спровоцировало также решение по использованию металлической облицовки фасада здания, которая так хорошо отражала солнечный свет, что в квартирах жителей близлежащих домов в солнечные дни стояла невыносимая жара. Но проблема быстро была решена путем специальной шлифовки покрытия.

Гери принадлежат самые знаменитые образцы мировой архитектуры деконструктивизма, среди которых музей Фредерика Вейсмана в Миннеаполисе (1993), «танцующий дом» в Праге (1995).

Ссылки